Жанр сонаты
Соната является камерным вариантом симфонии, относится к концепционному жанру, не знающему ограничений в серьезности, идейной значимости, глубине музыки. Грани духовного мира, представленные героическим пафосом, драматическими конфликтами, медиативной лирикой, трагической концепцией быта, приемлемы для сонаты и симфонии. Это нашло свое красноречивое свидетельство во многих шедеврах, а именно: в Аппассионате, Крейцеровой сонате, созданных великом Бетховеном; в сонатах гениального Шопена; четвертой сонате выдающегося русского композитора и пианиста Скрябина .
Но специфика камерного жанра накладывает свой отпечаток не только на скромные масштабы сонаты, состоящие из преобладания трехчастного цикла и частого обращения к 2-х частному циклу, но и на ряд сущностных эстетических признаков, от которых зависит интонационный строй. Прежде всего это касается сольной сонаты, которая является более монологическим жанром, полностью подчиненным задачам самовыражения. В ней «авторский голос» неразрывен с инструментом, сливаясь с ним в единое целое.
Качественное звучание, гармония фактуры с природой используемых инструментов представляются немаловажными критериями художественной значимости произведений. К примеру, изобретательная и одновременно органичная трактовка фортепиано влияет на достоинства сонат таких композиторов-виртуозов, как Прокофьев, Скрябин, Шопен, Бетховен. Как противоположный пример — сонаты, созданные Чайковским и Глазуновым.
В цикл сонаты легко вводится песня, не имеющая слов, романс или ноктюрн. Еще очень специфичным является связь сонаты и сольно-импровизационных жанров, преимущественно фантазии (начиная с Моцарта), токкаты (например, Прокофьева), иногда этюда (2 скерцо h-moll-ной сонаты Шопена), перпетум мобиле, который впервые появился как финальная часть сонаты Вебера.
План передачи, с которым синхронизированы эти истоки жанра, определяет характерное для сонат следование главным художественным возможностям чистой музыки или уклонение их от периферийных возможностей, представленных конкретно-ассоциативной образностью и красочностью. Понятно, что соната не обособлена полностью от этой области, однако симфония обладает в этом понятии значительно широкими возможностями, потому что симфонический оркестр обладает более мощным разнообразием пластико-колористической палитры.
Сонатой же передается внутренний духовной мир, который раскрывается ее с тонкостью и неповторимой психологической глубиной. В этом жанре как раз произошло возникновение и дальнейшее проявление интровертной концепции, относящейся к сонатно-симфоническому циклу.