Жанр ноктюрна в творчестве композиторов
В основном, написание ноктюрнов осуществляется для сольного исполнения, преимущественно для фортепиано. Создал фортепианный ноктюрн ирландский композитор Джон Фильд, большую половину жизни проживший в России. Автором было сочинено 17 произведений этого музыкального жанра, имеющего романсовую, напевную мелодию.
Являясь поэтическим стилем романтической музыки, ноктюрн привлек к себе Фредерика Шопена. Композитор-романтик написал 20 произведений этого типа, основной эмоциональный тон которых представлен мечтательной лирикой, обладающей разнообразием оттенков. Ноктюрн достиг его творчестве наивысшей художественной вершины, став концертным произведением, имеющим выразительное содержание. Характер ноктюрнов Шопена разнообразны: они светлы и мечтательны, задумчивы и скорбны, сдержаны и мужественны.
Чуть ли не одной из наиболее поэтических пьес является ноктюрн ре-бемоль мажор 27 ор., главная тема которого сосредоточена на упоении летом теплой ночью. Нежную и страстную музыку слышно в поэзии ночного свидания, переполненную взволнованным дыханием человека. В середине произведения слышно, как нарастает волнение, но ясное и светлое настроение снова занимает свое место, доминируя в пьесе. Финал ноктюрна — чудесный дуэт-разговор.
Следуя Шопену, жанр ноктюрна используется многими композиторами Западной Европы и России, а именно: Р. Шуманом, Ф. Мендельсоном, М. Глинкой, П. Чайковским, А. Скрябиным, А. Рубинштейном.
Среди произведений многих русских композиторов ноктюрн имеет большое значение, занимая важное место в их творчестве. Классическими ноктюрнами русских авторов высказываются почти все их откровения, настроения.
Этим жанром пользуются композиторы более поздних периодов. Свежесть и искренность четырех юношеских сочинений С. Рахманинова притягивают к себе слушателей. Три ноктюрна были написаны автором, когда ему было 14 лет.
Ноктюрны, созданные для исполнения оркестрами, представлены пьесами Мендельсона, Дебюсси. Произведения Мендельсона обладают всеми стилистическими характеристика данного музыкального жанра, а оркестровые сочинения Дебюсси — «Празднества», «Сирены», «Облака», — объединенные под одним названием «Ноктюрны», являются очень далекими от традиционной интерпретации жанра. Они относятся к созерцательным и колористическим музыкальным картинам. Назвав пьесы ноктюрнами, Дебюсси основывался на собственном субъективном впечатлении, рожденном благодаря игре и колориту ночного света.