Оперная увертюра
Увертюрой называется инструментальное произведение для оркестра, которое представляет собой вступление к операм, балетам, драматическим театральным постановкам.
Инструментальная увертюра присутствовала в опере с момента зарождения данного музыкального жанра. В начале 17 столетия первая опера «Эвредика», созданная Я. Пери, открывалась короткой ритурнели. Монтеверди было применено вступление фанфарного типа с использованием духовых инструментов к его «Орфею». Но в период становления оперы как жанра большую значимость имел пролог, состоявший из вокального диалога.
Первые французские увертюры в качестве самостоятельной формы возникли в произведениях Жана-Батиста Люли, благодаря которому произошло развитие формы, имевшей две части. Ее использовали для открытия французских балетов еще в 40-х годах 17 века, назвав ее увертюрой. В ее состав входило медленное вступление, быстрая фуга и медленный финал. Увертюру играли до поднятия занавеса вслед за танцевальными мелодиями, а потом после пролога.
Французскую увертюру использовали англичане. Например, Генри Персел к опере «Дидона и Эней». Композиторами, принадлежавшими к позднему Барокко, в частности, Иоганном Бахом, также были созданы оперные прелюдии.
Разнообразные формы итальянских вступлений, возникшие в 80-х годы 17 века, утвердились в операх А. Скарлатти. Традиционная форма итальянской увертюры включает в себя три части: быструю первую, короткую медленную, последнюю танцевальную в ритмах жиги, менуэта. С середины 18 столетия такое оперное вступление применялось всеми европейскими композиторами. Оно полностью вытеснило французский тип.
В процессе развития происходило изменение формы увертюры. Ее начало зачастую состояло из композиции фанфарного типа, затем структура приобрела вид структуры «сонатины» (сонаты без разработки). Расширенная медленная часть стала лиричнее. Итальянская оперная прелюдия может исполняться как независимое музыкальное сочинение, что представляло важный элемент в раннем развитии симфонии.
Как симфонический пролог к опере увертюра применялась композиторами во второй половине 18 века. В ней раскрывалось содержание произведения. Одновременно происходило разграничение увертюры в форме сонаты и симфонии. Это прослеживается в комической опере Моцарта «Похищение из сераля». Последняя прелюдия композитора к «Волшебной флейте» представляла модель увертюры 19 века, установленной позже Россини.