Творчество Людвига ван Бетховена
В творчестве гениального немецкого композитора Людвига ван Бетховена воплотились высокие идеи, революционная героика и драматические образы. Его произведения наполнены мечтой о свободе, счастье людей, мятежным пафосом. Идеалы эпохи Просвещения заняли важнейшее место в его творческих работах музыканта.
Бетховен относится к представителям венской школы классической музыки. Разрабатывая вслед за Моцартом и Гайдном музыкальные формы, он удалось отобразить развитие разнообразных жизненных явлений. Бетховен наполнил содержание сонатно-симфонического цикла драматизмом. Чтобы главные и побочные партии соответствовали друг другу, композитором был разработан принцип контраста в качестве выражения гармонии противоположностей. Это стало источником расширения квинтового тонального круга побочных партий сонатной формы, увеличения ролей заключительной и связующей партий, расширения разработок новыми лирическими темами, а также была определена динамизация реприз, перенесена в развернутую коду общая кульминация.
По сравнению со своими предшественниками Бетховеном были расширены границы тональности и область действия тонального центра. Он также осуществил увеличение диапазонов ведущих голосов оркестра, усиление выразительности всех партий для него. Его работа относительно техники варьирования и формы вариаций имело важное значение для формирования авторского стиля. Усовершенствованная вариационная форма (разработанная для заключительной части сонаты № 30, для 3 и 4-й части симфонии № 9 и пр.) способствовала обогащению традиционных разновидностей варьирования (в медленных частях сонат №№ 23, 32 для фортепиано, в умеренно-медленной части симфонии № 5 и др.).
Новый принцип создания вариаций способствовал созданию совершенно нового подхода к технике исполнения полифонической музыки. В последних творениях мастера имитационная полифония является составным элементом разработок, например, в 28-й сонате для фортепиано, а также начальной либо финальной цикличной частью, что прослеживается в 29-й, 31-й фортепианных сонатах, квартете № 14. Большая роль отводится контрастной, т.е. неимитационной, полифонии. К примеру, Allegretto 7-й симфонии представляет мелодичное двуединство темы и контрапункта, имеющее абсолютно особенную, глубоко проникновенную экспрессию.
Передача мыслей и чувств композитора осуществлялась новыми выразительными средствами, найденными Бетховеном, преобразившими и обогатившими обычные жанры музыки. Будучи истинным новатором, музыкант реализовывал смелые идеи в простой, чистой музыке, которая приемлема для самой широкой аудитории. Поколения и эпохи сменяются, а музыка Бетховена остается бессмертной, продолжая волновать и радовать сердца слушателей.