Жанр этюда

21 Март 2013

681 300x236 Жанр этюдаЭтюд, обладая многими общими чертами с такими жанрами, как перпетуум мобиле и токката, составляет им в ритмическом остинато некоторую противоположность, преимущественно с токкатой. Общей типичной особенностью этюда является направленность на какое-то одно задание, например, состоящее в разработке конкретной натуры в искусстве, одной сцены в театре и пр.

Исходя из этого, этюд в музыке посвящается формированию единого типа движения на инструменте, что зачастую находит свое отражение в названиях, например, pizzicato, агсо в этюдах Губайдулиной для виолончели; параллельные терции этюдов Дебюсси, октавные этюды. Таковыми являются пластические знаки этого жанра, которые находят свое отображение и в фактуре, которая значительно разнится от фактуры токкаты.

Противопоставляя общие формы движения с этюдными, можно увидеть преобладание в нем более специфических фигураций, причем этюд характеризуется гораздо большим фактурным разнообразием, которое зачастую с начального такта охватывает обширное пространство звука. Этот пластический эффект присущ этюду, как и токкате свойственно постепенное расширение объема звука.

Этюд широко распространен, но в то же время является наименее устойчивым художественным жанром. Он появился благодаря развитию виртуозного исполнения в 19 столетии, и вскорости, под воздействием романтических трактовок артистов, которые представляют собой независимые творческие личности, произошло формирование мощного стимула к художественному исполнению, движению вглубь чистой музыки. Пределы романтизма очерчивают два пути такой этюдной трактовки. Первым совмещается художественный образ и конкретный технический прием при лидирующей роли выбранных пластических знаков.

Второй путь был определен Листом. В его концертных этюдах специально не сохраняется  гармония пространственного знака, а происходит чередование различных видов искусной фактуры, которая нуждается в «трансцендентном мастерстве». Но благодаря пониманию мастерства как умения думать за фортепиано поэтически этюды великого композитора переполнены любимыми романтическими образами и фактически относятся к смешанным жанрам, таким как этюд, имеющий программную музыкальную картину («Блуждающие огни» и др.), монотематическая фантазия, представленная тремя концертными этюдами. Этот путь является близким и Шуману, показанным им в Симфонических этюдах.

Поэтому, эстетическая функция этюда при его продвижении вглубь рода, может тесно контактировать с прочими функциями программной или чистой музыки, в то время как токкатой и perpetuum mobile сохраняется неприкосновенной функция, заключающаяся в воспроизведении обобщенного образа движения.