Ноктюрн
Современный ноктюрн представляет собой небольшую инструментальную пьесу, обладающую мечтательным лирическим характером.
Nocturne переводится с французского языка как «ночной». Данное название существовало еще в эпоху Ренессанса. Это была инструментальная ночная музыка, имевшая развлекательный характер.
Ноктюрн был широко распространен в 18 столетии. Особо ярко произошел расцвет этого жанра в Вене, жившей активной и довольно своеобразной музыкальной жизнью в те времена. Музыка представляла важную сторону разнообразных развлечений жителей города. Ее звучание наполняло все — домашнюю обстановку, улицы, многочисленные кабачки, городские гуляния. Ночная тишина Вены также нарушалась музыкой. Множество музыкантов шествовали по ночным улочках и исполняли серенады для своих возлюбленных. Этот музыкальный вид, который исполнялся под открытым небом, в большинстве случаев являлся сюитой, представляющей собой многочастное инструментальное произведение. Данный жанр имел несколько видов, состоявших из серенад, дивертисментов, ноктюрнов. Все разновидности мало чем отличались между собой.
Особенности ноктюрна и средства его исполнения были определены их предназначением: их играли на открытом воздухе. Эти пьесы создавались в большинстве своем для духовых и струнных ансамблей.
Следует заметить, что ночная музыка в 18 столетии не была исключительно томно-лирической. Этот жанр приобрел такую характерную черту намного позднее. Ноктюрн же 18 столетия, наоборот, имеет бодрый, совсем не «ночной» тон. Зачастую марши открывали и заканчивали такие сюиты, как бы передавая приход или уход музыканта. Примеры подобных ноктюрнов есть у Моцарта и Гайдна. Кроме инструментальных ноктюрнов, в 18 веке существовали хоровые и вокально-сольные произведения.
Композиторами-романтиками 19 столетия жанр ноктюрна был переосмыслен. Он превратился в небольшую инструментальную пьесу, имевшую мечтательный, спокойный, задумчивый характер, в котором передавалось разнообразие оттенков настроений, чувств, лирических образов ночной природы.
Для мелодий этого жанра обычно характерны певучесть, широта дыхания. Он обладает своей, «ноктюрнообразной» фактурой аккомпанемента, которая представлена колышущимся, покачивающимся фоном, вызывающим ассоциация с образами пейзажей. Композиционная структура ноктюрна имеет 3-частную форму. Темп произведения является умеренным или медленным. Но средняя часть обладает более оживленным темпом.