Романтический период классической музыки — романтизм
Классический период музыки сменяется эпохой романтизма в развитии музыки, которая становится более энергичной, страстной и интенсивной. Строгие формы классики меняются на экспрессивные и выразительные. Музыка приближается к театру, литературе и искусству.
Родоначальником романтизма является Людвиг ван Бетховен. Следуя традициям Моцарта и Гайдна, свои ранние произведения он создавал в классическом стиле. Но позже в его творчестве появляется больше смелости и выразительности. В своих работах композитор отходит от строгих формул симфонии и сонаты, описывая другие стороны жизни. К примеру, в Пасторальной Симфонии изображены сцены сельской местности.
Большинство композиторов, которые сочиняли симфонии, отреагировали на новое направление Бетховена двумя методами — одними была сохранена форма классической симфонии в качестве композиции для собственной идеи (Брамс, Дворжак, Чайковский, Шуберт), другими осуществлялось создание симфоний, в которых прослеживалась одна основная линия сюжета или программа (например, «Фантастическая симфония», написанная Берлиозом, либо «Симфония Фауста», созданная Ф. Листом).
Симфонические поэмы и увертюры, подобно симфонии, приобрели популярность, став самостоятельными частями музыки для оркестра. Они описывали картины или поэзию, пробуждали чувство патриотизма. Музыку представляют многие произведения, в частности, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, поэма «Финляндия» Сибелиуса.
В период романтизма появились солисты-виртуозы, которые стали явлением той эпохи. Это Ф. Лист, Ф. Шопен и скрипач Н. Паганини, являющиеся музыкальными звездами романтического этапа развития классической музыки.
Значительная часть репертуара в Германии принадлежала романсу, представлявшего собой идеальную форму поэтической и музыкальной гармонии. Шубертом и Брамсом были написаны многочисленные романсы, которые исполняли преимущество на фортепиано.
Середина романтизма ознаменована восхождением еще одной звезды Джузеппе Верди. Благодаря ему произошли изменения в жанре итальянской оперы. Композитор продемонстрировал всему миру новые сюжетные линии своих творений, имевших зачастую социальную, политическую, патриотическую тематику. Сочетание этих тем с ясным подходом к написанию музыкального произведения оказывало сильное влияние на публику.
С наступлением 20 века романтический период уступил свою позицию новому направлению — модернизму, в течение которого классическая музыка претерпевает значительные изменения.