Творчество Альбана Берга
Один из ярчайших представилтелей эпохи экспрессионизма в музыкальном искусстве, Берг смог отразить в творчестве характерные для экспрессионистов-художников образы, чувства и мысли: неудовлетворенность общественной жизнью, чувства одиночества и бессилия. Герой его музыкальных композиций – обыкновенный человек, который доведен до состояния отчаяния враждующим буржуазным окружением. Почву для таких размышлений предоставляла композитору его жизнь.
В период с 1915-ого по 1918-ый год Берг проходил военную службу – работал на должности писаря в Вене, так астматика нельзя было отправить прямиком на фронт. Но ему было достаточно известно о войне, чтобы ощутить жизненную трагедию в драме «Воццек» авторства Бюхнера. Этот текст прозаического характера он преобразил в легендарное оперное произведение «Воццек», которое написал в 1921-ом году.
Обращение легендарного композитора к настоящему шедевру Бюхнера было очень смелым шагом: впервые в оперной литературе главным героем стал забитый маленький человек. Даже композиторы из России, представители реализма, попросту прошли мимо данной насущной проблемы. Известна информация, что Бюхнер написал собственную драму на основании личностных переживаний от материалов одного из уголовных дел, которое касалось убийства парикмахером по имени Войцек своей возлюбленной девушки в ревностном порыве. Не один года ходили сплетни по поводу этого громкого дела. Основываясь на реальных событиях, талантливый драматург смог предоставить им высокое творческое отображение.
Образцами уже зрелого музыкального творчества Берга являются инструментальные камерные сочинения; камерное концертное выступление для духовых, скрипки и фортепиано, «Лирическая сюита» для квартета, струн. В 1928-ом году композитор начал активно работать над написанием оперного произведения «Лулу», но, к огромному сожалению, не успел довершить ее. «Лулу», как и концертное выступление для оркестра со скрипкой, были исполнены уже после его кончины.
Самым пиком инструментального творчества Альбана является концерт для скрипки – композиция крупного плана симфонии. Сопоставление танцевальных народных мелодий с тематикой траура, которая была позаимствована композиторов из канты И. Баха, служит явным средством драматического и выразительного воплощения замысла: скорбь от расставания с самой жизнью, прощание с миром, который полон поэзии и красоты.