Творчество Франца Легара
Знаменитый венгерский дирижер и композитор. Сын капельмейстера военного оркестра и талантливого композитора. Франц гимназистом ходил в музыкальное училище Будапешта. В период с 1882-ого по 1888-ой годы обучался игре на скрипке в консерватории Праги у известного А. Бенневица. Начал сочинять музыку еще будучи студентом. С 1888-ого года работал на должности скрипача-концертмейстера в оркестре Бармен-Эльберфельда, после – в Вене.
Он создал более трех десятков оперетт, в числе который наибольшим успехом обладают «Граф Люксембург» и «Веселая вдова», а также «Цыганская любовь». Самые лучшие произведения Франца отличаются невероятным сочетанием словацких, сербских, австрийских и иных танцев и песен.
Однако, в самой основе творчества Франца присутствуют венгерские ритмы и интонации. Его мелодии с легкостью запоминаются, характеризуются уникальной проникновенностью, но они никогда не выходят за пределы прекрасного вкуса. Центральную позицию в опереттах Франца Легара занял вальс, но, в сравнении со светлой лирики вальсов венских оперетт, вальсы Франца отличаются своеобразной нервной пульсацией. Он с легкостью находил выразительные средства для собственных произведений, мог быстро осваивать все новые и новые танцы.
Большое количество оперетт композитор многократно переписывал, обновлял музыкальный язык. Они все в дальнейшем уходили в различное время в различные театры под другими названиями.
Легар уделял огромное внимание оркестровке, зачастую применял народные музыкальные инструменты, в том числе мандолину, балалайку, тарогато, цимбалы, чтобы выделить национальный колорит музыкального творчества. Инструментовка Легара насыщенна, эффектна и очень красочна; зачастую сказывается сильное влияние знаменитого Пуччини, с которым Франца связывала теплая дружба; черты характерные для веризма и др, также проявляются в характерах и сюжетах некоторых главных героинь (к примеру, Ева из оперного произведения «Ева» — самая обыкновенная работница фабрики, в которую сильно влюбляется владелец стекольного предприятия).
Творчество Франца во многом определило и стиль венской оперетты, в которой вместо сатирических гротесковых буффонад стала появляться лирическая драма и музыкальная комедия с сентиментальными элементами. Легар постоянно стремился приблизить к опере оперетту, он развивал музыкальные номера практически до оперных форматов.