Рождение славы балетов Чайковского

06 Апрель 2013

 Рождение славы балетов ЧайковскогоБалетное искусство уже невозможно представить без балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» Чайковского Петра Ильича. Они уже больше столетия считаются самыми любимыми и посещаемыми публикой и признанные классикой театра. Если б их не существовало, то и история балета сложилась бы иначе. Наверное, не существует такого театра в репертуаре, которого нет балета Чайковского.

Музыка великого композитора звучит во многих аудиозаписях и на концертной эстраде. О его произведениях написано немало книг, брошюр и исследований. Но время проходит, и появляются новые произведения, с новым взглядом на общепринятую классику.
Музыку Чайковского легко можно сравнить с приключенческим романом, который имеет большое число персонажей и главного героя. Каждый балет имеет свою судьбу и жизненный путь, он отражает особую роль музыки Чайковского в развитии балета в театре.

Партитуры великого композитора были понятны не сразу. Первый балет «Лебединое озеро» , написанный молодым композитором, появился на сцене Московского Большого театра в феврале 1877 года. На сцене уже семь лет шла постановка Вацлава Рейзингера, которая особого успеха не имела. Критики премьеры жаловались на скупость хореографии и на нудность музыки, хотя инструментовку они считали мастерской.

Только друг композитора и по совместительству критик – Герман Ларош – назвал балет «Лебединое озеро» самым лучшим из всех, которые он слышал, он был восхищен плавными мелодиями и в то же время, мощными поворотами, которые не свойственны балету.
Чайковский не особенно переживал критику в свой адрес и не волновался за судьбу своего творения. Но в 1888 году, он присутствовал на спектакле, в котором ему довелось услышать собственную музыку, и после этого он в своем дневнике записал: «Минута абсолютного счастья», после этого через три месяца он получил заказ написать музыку к балету «Спящая красавица».

Данное предложение поступило от директора императорских театров Ивана Всеволожского, который обожал старину и мечтающий ставить на сцене пышные феерии, времен Людовика. Но Чайковского покорили не зрелища, а милая сказка знаменитого писателя Шарля Перро. Кроме того, Чайковскому хотелось работать вместе со знаменитым Мариусом Петипа, который возглавлял Петербургский балет, он имел славу мастера хореографии и точных женских вариаций. Также он расчитывал, что премьера «Спящей красавицы» будет открывать новый этап в развитии балетного искусства.