Рождение славы балетов Чайковского
Балетное искусство уже невозможно представить без балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» Чайковского Петра Ильича. Они уже больше столетия считаются самыми любимыми и посещаемыми публикой и признанные классикой театра. Если б их не существовало, то и история балета сложилась бы иначе. Наверное, не существует такого театра в репертуаре, которого нет балета Чайковского.
Музыка великого композитора звучит во многих аудиозаписях и на концертной эстраде. О его произведениях написано немало книг, брошюр и исследований. Но время проходит, и появляются новые произведения, с новым взглядом на общепринятую классику.
Музыку Чайковского легко можно сравнить с приключенческим романом, который имеет большое число персонажей и главного героя. Каждый балет имеет свою судьбу и жизненный путь, он отражает особую роль музыки Чайковского в развитии балета в театре.
Партитуры великого композитора были понятны не сразу. Первый балет «Лебединое озеро» , написанный молодым композитором, появился на сцене Московского Большого театра в феврале 1877 года. На сцене уже семь лет шла постановка Вацлава Рейзингера, которая особого успеха не имела. Критики премьеры жаловались на скупость хореографии и на нудность музыки, хотя инструментовку они считали мастерской.
Только друг композитора и по совместительству критик – Герман Ларош – назвал балет «Лебединое озеро» самым лучшим из всех, которые он слышал, он был восхищен плавными мелодиями и в то же время, мощными поворотами, которые не свойственны балету.
Чайковский не особенно переживал критику в свой адрес и не волновался за судьбу своего творения. Но в 1888 году, он присутствовал на спектакле, в котором ему довелось услышать собственную музыку, и после этого он в своем дневнике записал: «Минута абсолютного счастья», после этого через три месяца он получил заказ написать музыку к балету «Спящая красавица».
Данное предложение поступило от директора императорских театров Ивана Всеволожского, который обожал старину и мечтающий ставить на сцене пышные феерии, времен Людовика. Но Чайковского покорили не зрелища, а милая сказка знаменитого писателя Шарля Перро. Кроме того, Чайковскому хотелось работать вместе со знаменитым Мариусом Петипа, который возглавлял Петербургский балет, он имел славу мастера хореографии и точных женских вариаций. Также он расчитывал, что премьера «Спящей красавицы» будет открывать новый этап в развитии балетного искусства.