Опера
Опера является жанром музыкально-драматического искусства с литературно-драматической основой, представленной словесным текстом (либретто), композиция которого до середины 18 столетия имела определенную схему, которую обуславливала однотипность музыкально-драматических заданий. Поэтому одним и тем же либретто зачастую пользовались многие композиторы. Позже текст создавал либреттист совместно с композитором, что обеспечивало полное единство музыки, слов и действий. В 19 столетии либретто писались некоторыми композиторами самостоятельно, например, Берлиозом, Вагнером, Мусоргским и прочими.
Опера относится к синтетическому жанру, в котором осуществляется объединение многообразных видов искусства, таких как музыка, драматургия, балет, изобразительное искусство (создание декораций, костюмов).
Появление оперы как особой разновидности искусства произошло в Италии в конце 16 столетия благодаря влиянию гуманистическому мировоззрению, зародившемуся в эпоху итальянского Ренессанса. Первой была опера «Эвридика», написанная итальянским композитором и певцом Пери Я. Ее поставили в октябре 1600 года в дворце Питти во Флоренции. Она стала началом в создании великолепных шедевров, получивших название опера, что с итальянского значит сочинение, труд.
В Италии родились и развились разные виды оперы. К ним относится опера-сериа, т.е. серьезная опера, сюжет которой основан на мифологии, легендах. Она имела многочисленные сольные партии, балет и хор отсутствовали. Классические примеры такой оперы были созданы композитором и клавесинистом А. Скарлатти.
Комическая опера (опера-буффа) возникла в 18 столетии, ее основу составляли реалистические комедии и фольклор в качестве демократического искусства. Благодаря этому жанру произошло значительное обогащение оперных вокальных форм, появление разных видов ансамблей и арий, речитатива, развернутых финальных сцен. Создал оперу-буффа Дж. Б. Перголези.
В Германии развитие национального музыкального театра способствовало возникновению немецкого зингшпиля (комической оперы). Здесь разговорные диалоги сменяются танцами и пением. Классическим примером комической опера является опера «Похищение из сераля», написанная Моцартом.
Французским музыкальным театром была подарена миру в 20-е годы 19 века монументальная красочная «большая опера». В ней исторический сюжет, драматизм и пафос сочетались с декоративностью и эффектами сцены. Она была представлена двумя традиционными видами — комической оперой и лирической комедией.