Психология классической музыки

11 Август 2014

wpid e45739a0c0ba83a5b6cddb579cb4019a Психология классической музыкиВот уже которое десятилетие не умолкают дебаты и рассуждения об актуальности классической музыке и восприятие ее, различными возрастными категориями. Среди этих споров, конечно же, имеются и шаблоны, вещающие о но том, что как будто бы, классическую музыку нужно, каким-то особым образом понимать и „настраиваться“ на ее восприятие едва ли не в состоянии транса, распевая рулады. В этой иронии есть, конечно, доля истины, но она не столь масштабна, чтобы утверждать о какой то подготовке к прослушиванию подобных произведений.

 Склонность к классике

Как и в любой сфере искусства, в музыке, конечно же, есть условная градация на определенные возрастные категории, основанные на конкретном жизненном опыте, или ситуационной его истории. Всем известно, что произведения искусства тоже бывают разноплановые, скажем, в той же классической музыке есть понятие - соната, сюита, симфония и так далее, включающие в себя определённую смысловую нагрузку, продолжительность, насыщенность и т.д. Например, любые произведения И.С. Баха, очень мало что значат, в творческом плане, для десятилетнего ученика музыкальной школы, кроме технического набора терминов и манеры исполнения постоянно критикуемой, рядом стоящим преподавателем. Но неким мистическим образом, те же произведения весьма благоприятно, воспринимаются преподавателем ВУЗа, кафедры теоретической физики, в конце рабочего дня, проведенного со студентами.

 Закономерность восприятия

Но как ни странно, это звучит, возрастная психология тоже имеет значение при прослушивании классической музыки. Есть мнение экспертов, которые пронаблюдали, что учащийся музыкальной школы, восьми лет, исполняя классическое произведение, интуитивно делает ударение на каждой второй ноте. То есть, они у него выделены ярче остальных. Через год, даже если у него была большая пауза в занятиях – на четвертой, затем шестой и так далее, до возраста пятнадцати- семнадцати лет. Только с этого возраста наступает целостное восприятие и воспроизведение этой музыки. Очевидно, что этот процесс находится в постоянном движении. Видимо поэтому и существует убеждение, что до подобной музыки нужно “дорасти“ – но скорее всего, это тоже не соответствует действительности.

 

Все эти теории, проистекают от людей, заинтересованных в музыке, в попытке поделиться прекрасным, а не обязательно с материальным подтекстом. Ведь любой композитор, в пылу вдохновения, меньше всего думает о деньгах, по крайней мере - настоящий. Ему важнее донести её энергию до слушателя, а потом уж – как повезет, и примеров тому история классической музыки знает немало.