Музыка Барокко
Термин «барокко» переводится с португальского языка как «жемчужина, имеющая неправильную форму», по-итальянски он означает «причудливый», «странный». Но неважно, каковы корни этого слова, главное, что эпоха барокко это начало распространения цивилизации Западной Европы.
Эпоха Барокко ознаменована взрывом новых музыкальных стилей и технологий. Благодаря ослаблению политического контроля со стороны католической церкви, начавшееся в период Возрождения, произошел спад религиозной музыки и расцвет светской.
Вокальная музыка ренессансной эпохи постепенно была заменена инструментальными произведениями. Осознание необходимости объединения музыкальных инструментов способствовало появлению первых оркестров.
Одним из наиболее важных музыкальных типов эпохи Барокко является концерт, впервые появившийся в церковной музыке в конце эпохи Возрождения.
Два самых ярчайших композитора концертов тех времен представлены Вивальди и Корелли, творчество которых расцвело в последние годы Барокко. Ими был установлен и упрочен концерт в качестве способа демонстрации сольного мастерства.
Около 1600 года итальянские композиторы Монтеверди и Кавальери сочинили первые оперные произведения, которые сразу же обрели признание, популярность и стали модными. Основу для своих опер они позаимствовали из сюжетов мифологии Древней Греции и Древнего Рима.
Опера представляла собой драматическую художественную форму. Композиторы воплощали в ней новые способы демонстрации чувств и эмоций, воздействуя тем самым на настроения слушателей, что превратилось в главную цель произведений той эпохи.
Благодаря сочинениям великих музыкантов Генделя, Перселла, Рамо произошло распространение оперы в Англии и Франции. Английскими композиторами также создавались оратории. Их отличие от оперных сочинений состоит в отсутствии сценических действий. Основой оратории являются тексты и истории религиозного характера. Показательный тому пример представлен «Мессией», созданной Генделем.
На немецких композиторов опера не оказала никакого влияния, не став популярной в Германии. Ими продолжалось создание музыки для церкви.
Расцвет творчества гениального музыканта Иоганна Себастьяна Баха приходится на эпоху Барокко. Его нововведения в музыке способствовали открытию безграничных возможностей в создании классических произведений.
Основной инструмент этой эпохи представлен клавесином, который является предшественником фортепиано. Такие музыкальные формы классики, как соната, опера, концерт, зародились именно в период Барокко, на протяжении которого музыка приобрела свою форму, не утратив актуальность и в наши дни.