Камерная музыка
Камерная музыка отличается от театральной, концертной тем, что исполняется в небольших помещениях. Однако через исполнение на публичных концертах камерных сочинений, смысл слова был изменен. С конца 18 столетия термин «камерная музыка» присущ музыкальным произведениям, которые создавались непосредственно для ансамбля, где для каждого исполнителя была своя партия.
Одна партия хора или оркестра предназначалась группе музыкантов. Все партии в ансамбле были равноправными, в чем заключалось их отличие от сольных пьес. Характер настоящей камерной музыки является сосредоточенным и углубленным. Она воспринимается лучше в небольшом помещении, чем на обычных концертах.
История камерной музыки состоит из трех периодов. Первый этап развития относится к 1450-1650-м годам. В это время происходит развитие техники исполнения камерных произведений на виоле, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при доминировании стиля вокала. Камерные сочинения этого периода представлены фантазиями Орландо Гиббонса, канцонами, сонатами Джованни Габриели.
В 1650 — 1750-х годах отмечается распространение трио-сонаты. Их в большинстве случаев создавали для двух скрипок, виолончели и клавира. Последним обеспечивалась гармоничная основа. Мастерами этого жанра были Гендель, Г. Перселл, А. Корелли.
Третий период начинается с 1750-го и продолжается в наше время. В нем преобладает струнный квартет, состав которого представлен виолончелью, двумя скрипками, альтом.
Главной композицией современной камерной музыки является постоянный сонатный цикл, состоящий из трех или четырех частей. Камерные жанры не подверглись влиянию свободных, зачастую программных форм, которые были отмечены в оркестровой музыке 19 столетия. Из-за ограниченных возможностей тембра камерного ансамбля невозможно было создать оригинальный колорит и сильный драматизм.
Репертуар современной камерно-инструментальной музыки зиждется на классических сочинениях, а именно: на струнных трио, квартетах Моцарта и Гайдна, квинтетах струнных инструментов Боккерини и Моцарта, квартетах Шуберта и Бетховена. В постклассический период многие крупные музыканты, принадлежавшие к разным течениям — романтизму, импрессионизму, экспрессионизму — сочиняли камерные произведения, однако все-таки популярный репертуар представлен только отдельными образцами: к примеру, квинтетом Шумана для фортепиано; квартетами, трио, квинтетами Брамса; квартетами Равеля и Дебюсси.