Классическая музыка 20-го века. Модернизм
Двадцатый век — век технологий, изменивших весь мир. Музыка, являющаяся неотъемлемой частью жизни человека, также глобально поменялась. Композиторы разрушили каноны музыкальных правил прошлых эпох, воплотив в жизнь новые тенденции развития музыки благодаря созданным способам ее отображения.
Значительной фигурой, оказавшей влияние на развитие музыки в первой половине 20 века, стал австрийский, потом американский композитор, музыковед, дирижер Арнольд Шёнберг. Музыкальной группой, которую он возглавлял, была предложена атональная музыка и система структуры, состоящая из 12 тонов. Она известна в качестве «додекафонии» или «серийной техники». Эта музыка утратила свою мелодичность и гармонию, поэтому не всеми композиторами была воспринята инновационная идея.
Еще одним ярким представителем модернизма является Сергей Рахманинов. Он сочинял произведения, используя свой собственный богатый, романтический стиль. Прочие музыканты, в частности, Ян Сибелиус перестали создавать музыку, считая себя отставшими от времени.
Популярность и успех приобрели те композиторы, которые смогли вовремя отыскать золотую середину. Начало творчества Рихарда Штрауса относится к 90-м годам 19 столетия, однако он первым перешел к модернистскому направлению. Неистовые «механические» ритмы и новый тип гармонии Игоря Стравинского потрясали и восхищали слушателей.
Политические события первой половины прошлого века, как никогда раньше, повлияли на развитие музыки. Мир был потрясен войнами, революциями, социальной и экономической дестабилизацией. Многих композиторов и исполнителей бросили в застенки нацистских концентрационных лагерей через их убеждения, вероисповедания или национальность.
Большинство деятелей искусства вынуждено было выехать с родных стран, многие не смогли показать все свои возможности, к примеру, русский советский композитор Дмитрий Шостакович. Он был крупнейшим композитором 20 столетия, под влиянием которого мировая музыкальная культура претерпела ряд изменений. Невзирая на свои заслуги, Шостакович постоянно конфликтовал с представителями Советской власти, поэтому вынужден был создавать музыкальные произведения, используя только два стиля — симфонию для власти и мелкие работы, представленные струнными квартетами, в которых проявлялись собственные взгляды и стиль великого маэстро.
Композиторы вновь и вновь стали обращаться к народному фольклору как к источнику вдохновения. Венгерский композитор Бела Барток изучал народную музыку крестьян Венгрии, Румынии, Турции и др., провел объединение фольклорного мелоса и приемов музыкального авангарда. Благодаря этим нововведениям он стал самым влиятельным новатором в музыке прошлого столетия.