Эволюция саксофона
Саксофон появился благодаря Адольфу Саксу, приложившему много усилий для устранения интонационного расхождения между инструментами, сделанными из дерева и меди, в духовом оркестре, между которыми была заполнена «пустота» тембровым звучанием. Он постарался осуществить замену несовершенных басовых инструментов.
Мировой показ «мундштучного офиклеида» состоялся в августе 1841 года на брюссельской промышленной выставке. Данный музыкальный инструмент обладает металлическим коническим корпусом, мундштуком, имеющим одинарную трость, и системой кольцевого клапана. Скрученная форма офиклеида, который был продемонстрирован на экспозиции, была ярко выражена.
Через год в Париже французским композитором Берлиозом была опубликована в журнале «Journal des Debats» статья об истории появления музыкального инструмента. Здесь впервые было упомянуто название «саксофон». В последующие годы Г.Берлиоз создал первое произведение для саксофона и других музыкальных инструментов. В феврале 1844 года композитор выступил как дирижер, представив слушателям свое творение. В декабре того же года музыкальный инструмент впервые применили в опере «Последний царь Иудей» (Ж. Кастнер).
Через десятилетия игра на саксофоне преподавалась в парижском военном училище, который существовал при консерватории. Первый учитель музыки на нем был А. Сакс, которым были подготовлены талантливые музыканты.
Когда саксофон был невостребованным во Франции, на нем стали играть в Америке. Первой американской исполнительницей стала Э. Холл, которая имела успех в качестве сольного исполнителя. Композиторы классической музыки проявили интерес к саксофону в первые годы прошлого века. Французскими авторами Дариюсом Мийо и Морисом Равелем в их произведения была вставлена саксофонная музыка.
В Европе модным постепенно становился джаз, а в нем, безусловно, главный инструмент представлен саксофоном. Он способствовал созданию в джазовой музыке специфического звучания и выразительного воссоздания эмоций музыкантов. Европа была охвачена «саксофономанией» в конце 20-х, благодаря которой несколько предприятий начало массовое производство инструмента.
Тридцатые годы ознаменованы появлением джазовых оркестров, в состав которых входило не меньше 5 саксофонов, представленных 2-мя альтовыми, 2 теноровыми и одним баритоновым инструментом. В те времена такими музыкантами, как Л. Янгом, К. Хокинсом, Ч. Паркером, была приобретена слава соло-саксофонистов. Музыкальный инструмент, который создал А. Сакс, стал популярным и основным в джазе.