Творчество Милия Балакирева
Балакирев – создатель бесплатной музыкальной школы и руководитель «Могучей кучки». Самобытное и яркое дарование композитора смогло позволить ему проложить совершенно новые пути к музыкальному творчеству. Будучи одним из самых лучших пианистов того времени и знаменитых дирижером, он посвятил себя пропаганде музыкального творчества.
Скромным жителем провинции, будучи еще ношей, приехал в Петербург и тут с невероятной быстротой смог превратиться в одного из самых серьезных музыкальных деятелей. Такое преображение оказалось вполне возможным лишь в условиях сильнейшего подъема, который всколыхнул в то время все обществ. Помимо этого, занять лидерство в бурлящей музыкальной индустрии той эпохи Балакиреву помогли и качества его характера: энергия, острый ум, принципиальность, уникальная способность отдавать себя излюбленному делу.
Балакирев смог уловить потребность отечественного общества в развитии своей народной музыки. Он точно ощутил назревавшую необходимость приобщения всех слоев населения к музыкальным достижениям. В собственном творчестве, как и во всей жизни, он был вдохновлен примером Даргомыжского и Глинки, а также постоянно пользовался моральной и идейной поддержкой своего близкого товарища Стасова.
Сам же он стал наставником и воспитателем композиторов «Могучей кучки», хотя в то время был их ровесником, а двое из их числа – Кюи и Бородин – были его старше. В будущем такие участники творческого кружка, как Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, смогли отыскать свой неповторимый путь в музыкальном искусстве и смогли «перерасти» своего наставника в творчестве; однако те зерна, которые Балакирев закинул в их сознание, не утратились даром. Именно в этом кружке в 60-ых годах под существенных воздействием художественных взглядов, творческих принципов и вкусов его руководителя, и были сформированы сами основы направления, объединяющее талантливых композиторов «Могучей кучки».
Балакирев постоянно давал собственным соратникам яркий пример любовного изучения и собирания народных музыкальных композиций, в которых мог видеть отражение жизни всего народа, его чаяний, помыслов и заветных дум. При этом он акцентировал свое внимание в основном на стороне крестьянской песни, которая смогла отразить в своих нескольких жанрах все долгую историю самого народа отметиться самобытными музыкальными особенностями.