Немного о символике инструментов классической музыки

27 Июнь 2013

20 Немного о символике инструментов классической музыкиИх мир безграничен, он связан с человеческой душой бесчисленными нитями. Большое количество ассоциаций формируют сами музыкальные инструменты, которые создают грустную или радостную, умиротворенную или мятежную музыку.

С незапамятных времен было принято считать, что музыка и любовь попросту неразделимы. И музыкальные инструменты в течение веком стойко ассоциировались с любовными чувствами, причем различные инструменты – с разными ее проявлениями. Астрология средних веков учит, что абсолютно все музыканты – это «дети самой Венеры». В большом количестве любовных сцен у знаменитых художников эпохи Возрождения инструменты определенно играют значимую роль.

Наиболее яркий пример – это цикл произведений Тициана. Эти картины датируются 1550—1585 годами. В их число входят картины «Венера с органистом» и «Венера с лютнистом». Любовные «нотки» отчетливым образом видны на картине великого Караваджо под названием «Амур-победитель», где вся его родословная символизируется с одной стороны воинскими успехами, и скрипкой, с другой – нотной тетрадью и лютней.

Из античных времен в культуру Европы перешло явное разделение духовых и струнных музыкальных инструментов, которое определенным образом основывается на различии тем символических значений и смыслов, которыми эти инструментами наделялись. Наиболее выражено данное различие проявилось в мифах Древней Греции о сражении Аполлона с его незатейливыми конкурентами-музыкантами.

Можно также к этому добавить, что для жителей Древней Греции авлос являлся инструментом инстинктов, страсти; он собой символизировал своеобразное дионисииское начало, в то время как лира – это больше алоллоническое начало.

Итак, лира античных времен заменялась европейскими живописцами на современную для них лиру и браччо. Такого рода замена случилась и с инструментом Марсия. Довольно часто художники вместо плохознакомого авлоса давали ему волынку. Это был характерный музыкальный инструмент народной культуры европейцев, хотя на волынке, по сообщению Светония, играл знаменитый император Нерон (в античные времена), а на мюзете (французский вариант волынки) – едва ли не весь двор Франции. И тем не менее пасторальные и пастушеские сельские «обертоны» в символичном звучании волынки постоянно сопровождают историю живописи Западной Европы. На многих картинах на сюжеты «Поклонения пастухов» пастухи нарисованы с волынкой.