История появления оркестра
В Древней Греции словом «оркестр» называли полукруглую театральную площадку, на которой одновременно пел и в ритм с музыкой двигался хор, который непременно принимал участие в каждом представлении: в комедиях, драмах и трагедиях.
Через много столетий европейцы использовали название «оркестр» для обозначения помещения в театре, предназначенного для расположения музыкантов. На рубеже 16 — 17 столетий коллектив исполнителей назывался оркестром. Однако и раньше было много ансамблей, исполнявших оркестровую и инструментальную музыку.
Инструментальную музыку слушали с подмостков сцены в Древнем мире. Она звучала на рыцарских турнирах и деревенских базарах в Средневековье. В далекие времена размеры музыкальных ансамблей могли быть колоссальными или миниатюрными. В придворных древнеегипетских ансамблях принимали участие певцы, музыканты-инструменталисты, танцоры.
«Иудейские древности», которые были написаны Иосифом Флавием, описывают пышное культовое празднество в Палестине первого века нашей эры. Согласно словам еврейского историка, в торжестве участвовало 200 тысяч певцов, 40 тысяч арфистов и трубачей.
Однако восприятие выступлений музыкантов в древнем мире отличалось от современного понимания. Греческим историком Полибием было поведано комическое происшествие третьего века до нашей эры. Тринадцать артистов из Греции приехали в Рим на выступления, однако для зрителей музыка была неинтересна, скучна, и они сделали так, что началась драка среди музыкантов. В ту эпоху народ развлекался потехами, а не искусством. Однако на средневековых миниатюрах уже изображены небольшие группы странствующих музыкантов.
В средневековых европейских дворцах королей и герцогов существовали музыкальные исполнители, чтобы забавлять знать. С той поры ансамбль (по-французски «вместе») стал иметь значение совместного исполнения музыки или согласованного стройного исполнения. В ряде городов Европы происходит возникновение постоянных ансамблей, исполнявших музыкальные произведения на духовых, струнных инструментах и напоминавших уже настоящий оркестр, который играл на уличных шествиях и танцах. Тем не менее, такие коллективы — не симфонические оркестры. Их состав был неустойчив, не существовало четкого разделения по группам.
Настоящий оркестр начинает свою историю в буквальном смысле этого слова с конца 17 столетия. Как раз тогда зарождается светская инструментальная музыка и появляются новые жанры, представленные оперой, балетом, ораторией, симфонией, концертом, увертюрой, которые предполагали не увеселение, а слушание исполнения музыкальных произведений.