Немного о составе симфонического оркестра
Состав музыкальных инструментов традиционного симфонического оркестра определялся в течение трех веков, начиная с периода барокко вплоть до настоящего времени. Начиная со сравнительно малых составов, фактически инструментальных камерных ансамблей, в первых оркестровых сочинениях и оперных произведениях число музыкантов постепенным образом росло, и ко времени классицизма создался парный состав духовых музыкальных инструментов и категория струнных, которые состоят из групп 1-ых, 2-ых скрипок, виолончелей, альтов и различных контрабасов.
Такой оркестр принято называть малым симфоническим оркестром. Струнных музыкальных инструментов могло быть и по одному исполнителю на каждую отдельно взятую группу, могло присутствовать и по одному пульту, то есть, пара музыкантов, которые исполняют одну и ту же оркестровую партию. А могло присутствовать и сразу по несколько пультов. Контрабас существенно позднее иных инструментов стал утраиваться и удваиваться.
Это обусловлено тем фактом, что даже в классических музыкальных композициях он исполнял партию виолончели. Духовые музыкальные инструменты, как и в настоящее время, применяли каждый голос сольного характера.
Типичный инструментальный состав периода классицизма: одна или пара флейт, струнный квинтет, один или пара фаготов, один или пара гобоев, пара труб и валторн. Могли в состав оркестра входить также и литавры.
Кларнеты в то время еще не были разработаны и лишь в поздних произведениях классические композиторы стали их применять. У Моцарта, к примеру, в первом варианте симфонии соль минор в партитуре еще нет кларнетов, а уже во втором варианте они преимущественно дублируют все гобои. В настоящее время наибольшее распространение смогла получить вторая редакция.
Эволюцию инструментального состава оркестра можно пронаблюдать на примере знаменитых симфоний композитора Й. Гайдна. Если в ранних произведениях был сравнительно малый состав, который зачастую включал в себя по одному музыкальному инструменту, то в английских симфониях состав полноценный двойной, с различными литаврами.
Следующее увеличение оркестра ведет легендарный Бетховен. Он смог добавить тромбоны, существенно увеличить группу ударных музыкальных инструментов. Именно посла подачи Бетховена романтические композиторы начали увеличивать инструментальный состав оркестровых композиций.