Творчество и жизнь Александра Алябьева
Детские годы Александр провел в Тобольске, где его отец состоял на должности губернатора. В 1796-ом году семейство Алябьевых перебралось в Петербург, а в 1804-ом году – в столицу. Музыкальному искусству обучался под тщательным руководством И.Я. Миллера. Начал проявляться свою музыкальную одаренность еще с ранних лет (свои первые сочинения издал в 181м-ом году). В 1812-ом вступил в гусарский полк в качестве добровольца, принимал участие в большом количестве сражений партизанских отрядов, был награжден медалями за заслуги.
После завершения Отечественной войны 1812-ого года начал жить в Петербурге, сблизился с известными в то время литературными деятелями (Н.И. Хмельницкий, А.С, Грибоедов, И.И. Сосницкий и т.д.).
С 1823-его года проживал в Москве, участвовал в театральной жизни. Совместно с Ф.Е. Шольцем и А.Н. Верстовским написал музыку для пролога под названием «Торжество муз», написал музыку для нескольких водевилей, выступал на частных концертах.
Творческая деятельность Александра Алябьева разворачивалась во времена становления музыкальной классики России. В собственных композициях он смог отобразить совершенной новый строй уникальных чувств, который присущ эпохи декабристов. В особенности примечательно в данном смысле музыкальное творчество Александра: с ним вошли тематики высокого звучания, идеи свободлюбия, патриотизма, протиста против общественного угнетения. Очень значимым для формирования талантливого композитора стало общение с Грибоедоым, партизаном-поэтом Д.В. Давыдовым и поэтами-декабристами.
Работая в разнообразных жанрах, Алябьев смог внести в русскую музыку существенный вклад. Но музыкознание дореволюционного периода оценивало его лишь как мастера романса, знаменитой композиции «Соловей»; преимущественная часть его творческого наследия длительное время оставалась архивным достоянием. Советские композиторы и музыковеды опубликовали множество неизданных музыкальных сочинений Александра Алябьева.
Музыкальное творчество Александра тесным образом связано с традициями отечественного фольклора начала девятнадцатого столетия.
Музыкальное творчество Александра Алябьева – одно из грандиознейших явлений русской культуры пушкинских времен. Современник Даргомыжского и Глинки, Александр Алябьев в своих лучших музыкальных произведениях приблизился в творческой методике данных композиторов.