Байрот 2013: боги погибли со скандалом
На музыкальном фестивале в Байроте зрители освистали новую версию «Кольца нибелунгов», но высоко оценили певцов и оркестр.
После финальных аккордов на сцене начался незапланированный спектакль в зрительском зале. Когда на поклон вышел режиссер Франк Касторф со своей командой, публика обрушила на них шквал свиста, криков «фу» и прочего негодования. Постановщик спектакля долго не уходил, явно получая некое мазохистское удовольствие от происходящего. Поглядывая в сторону особенно интенсивного негодования, он цинично пытался вертеть пальцем у виска.
Неизвестно чем бы закончилось освистание, но из-за кулисы робко выглянул дирижер Кирилл Петренко и попросил уступить место для поклона байройтскому оркестру, который вслед за этим вышел на сцену.
Как не странно, но «Гибель богов» можно назвать самым благополучным из четырех спектаклей нового «Кольца». Грандиозная сценография Александра Денича вновь поразила зрителей. На сей раз, они перенеслись на задворки старого кирпичного дома в одном из районов Берлина. Здесь Гюнтер и Хаген содержат закусочную, где торгуют немецко-турецкой разновидностью шаурмы. Дом расположен на границе двух Германий, которой сегодня уже не существует. В финальной части спектакля публика оказалась перед фондовой биржей Нью-Йорка, где, по замыслу постановщиков, сходятся нити вселенского зла.
Спектакль не обошелся без заведомо скандальных моментов. Например, Хаген убивает Зигфрида деревянной дубиной, а дочери Рейна занимаются проституцией и заманивают героя в кабриолет.
По мнению очевидцев, самая большая проблема Франка Касторфа состоит в том, что, не обладая достаточным опытом работы с музыкой Вагнера, он ставил исключительно либретто, позабыв о партитуре. Вполне возможно, что вагнеровский миф сегодня необходимо осовременивать и приземлять. Публике изрядно надоели медвежьи шкуры на сцене и боги в античных одеяниях. Тем не менее, Касторф, в своем желании осовременить идею, выплеснул с водой и ребенка, убрав из «Кольца» все социально значимое, психологическое и политическое, что было изначально заложено в данном произведении. К сожалению, цинизм, с которым режиссер расправился с наиболее возвышенными темами партитуры, из средства превратился в цель.
О музыкальной стороне спектакля можно написать лишь одно: заслуженный и грандиозный успех. В спектакле есть партии, претендующие на сенсацию: Брунгильда, исполненная Кэтрин Фостер, и Миме, спетый Буркхардом Ульрихом.